Статья 18317

Название статьи

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ 

Авторы

Пономарева Ольга Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Пензенский артиллерийский инженерный институт (Россия, г. Пенза-5, военный городок); член-корреспондент Российской экологической академии (РЭА); член- корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО); почетный работник высшего профессионального образования РФ, olga-viktoria2010@yandex.ru
Васина Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общей биологии и биохимии, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), onvasina@yandex.ru
Смышляев Михаил Владимирович, курсант, Пензенский артиллерийский инженерный институт (Россия, г. Пенза-5, военный городок), olga-viktoria2010@yandex.ru

Индекс УДК

378.0

DOI

10.21685/2072-3024-2017-3-18

Аннотация

Актуальность и цели. Мировая высшая профессиональная школа в настоящее время находится в состоянии энергичного поиска и внедрения в образовательный процесс наиболее эффективных способов обучения. Это обстоятельство продиктовано повышением требований к качеству образования. Поскольку современная дидактика как наука об обучении сегодня значительно обогащена введением дидактических интерактивных средств обучения в целостный педагогический процесс, в высшем образовании востребованы материалы экологического содержания для организации и проведения интерактивного обучения. Цель – охарактеризовать практику использования дидактических средств на материалах эколого-ориентированного содержания при организации и проведении интерактивного обучения в образовательных организациях высшего образования для развития критического мышления.
Материалы и методы. В качестве дидактических средств и материалов для развития критического мышления представлены авторские разработки интерактивных заданий экологического содержания и методические приемы их реализации.
Результаты. Проанализированы и систематизированы методы и методические приемы развития (стимулирования, совершенствования) критического мышления обучающихся: «Кластер», «Корзина понятий, идей» «SWOT-анализ», «ТАСК-анализ» и другие методы и приемы эколого-ориентированного содержания; приведена их дидактическая характеристика.
Выводы. В статье охарактеризована практика использования дидактических интерактивных средств и материалов экологического содержания, показаны методические приемы стимулирования (развития, совершенствования) критического мышления, приведены образцы авторских интерактивных заданий, которые условно можно рассматривать в координатах «мышление» и «взаимодействие». Целостное, системное и систематическое применение подобных дидактических средств в образовательных организациях высшего образования стимулирует мыслительную деятельность и способствует совершенствованию культуры мышления обучающихся. Возможна экстраполяция заданий в педагогический процесс среднего профессионального образования.

Ключевые слова

дидактические средства, высшее образование, экологическое образование, компетенция, педагогические технологии, интерактивные методы и приемы обучения, кейс-метод, технология развития критического мышления, экологическая культура личности

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Пономарева, О. Н. Контрольно-оценочные материалы эколого-ориентированного содержания в высшем военном образовании / О. Н. Пономарева, А. А. Целыковских, О. Н. Васина, И. И. Грачев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2016. – № 3 (39). – С. 220–230.
2. Пономарева, О. Н. Экология : учеб.-метод. пособие для преподавателей / О. Н. Пономарева, О. Н. Васина, Е. В. Колесова ; под общ. ред. О. Н. Пономаревой. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2017. – 222 с.
3. Привалов, А. Н. Методологические подходы к организации безопасной информационно-образовательной среды вуза / А. Н. Привалов, Ю. И. Богатырева, В. А. Романов // Образование и наука. – 2017. – Т. 19, № 4. – С. 169–183.
4. Фалина, О. И. Приемы развития критического мышления: возможности использования в преподавании дисциплин различных циклов / О. И. Фалина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 21. – С. 17–21. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56337.htm (дата обращения: 25.06.2017).
5. Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб. : Питер, 2000. – 512 c.

 

Дата создания: 29.03.2018 13:06
Дата обновления: 06.04.2018 14:58